19 минут
Культурное развитие страны в 1917-1930-е годы
Становление советской культурыОсобенностью культуры с 1918 года является контроль над ее развитием со стороны государства. В культуре развивается соцреализм. Модернизацию в культуре в основном определяла политика советского руководства в сфере образования и науки. Со времен Гражданской войны в стране велась ликвидация неграмотности. Созданы были тысячи школ, кружков, пунктов, где грамоте обучали взрослых и детей. С середины 30-х действовала эффективная система народного образования. В средней и высшей школе фактически была восстановлена дореволюционная модель с регламентированной системой занятий и достаточно жесткими требованиями к оценке знаний. Школа в течение 1920-х гг. подвергалась многочисленным педагогическим экспериментам. Историю как учебный предмет прекратили преподавать. Домашние задания, отметки, классно-урочная система занятий были отменены, что сказывалось на учебной дисциплине и качестве знаний. Преимущественным правом поступления в высшие учебные заведения обладали рабочие и беднейшие крестьяне. Для их подготовки в 1919 г. создавались рабфаки — рабочие факультеты, которые давали им необходимый минимум знаний. К работе были привлечены многие известные деятели искусства, в частности художники А. Н. Бенуа, А. М. Васнецов и В. Д. Поленов, архитекторы Р. И. Клейн и В. А. Щуко. При их участии проводилась национализация частных художественных собраний, театров, предприятий фото- и кинопромышленности. Государственными музеями объявлялись Зимний дворец (Эрмитаж), Третьяковская галерея, Музей изящных искусств. Были закрыты частные издательства и создано государственное издательство (1919 г.), осуществлявшее публикацию учебной литературы, сочинений русских классиков и т.д. Религиозные основы жизни народов России рушились. Государство поощряло атеизм и антирелигиозную пропаганду. Основным идейным течением становится марксизм-ленинизм (учение, основанное на идеях и работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина). Выразители других идейных течений подвергались преследованиям. В 1922 г. так называемый «философский пароход» увез из России принудительно выдворенных более 160 ученых, среди которых были известные философы Н. Бердяев, И. Ильин и др. Также покинули страну писатели И. Бунин, И. Шмелев, А. Куприн, музыканты С. Прокофьев, С. Рахманинов, И. Стравинский, певец Ф. Шаляпин, художники И. Репин, К. Коровин, Л. Бакст, М. Шагал и др. Культура гражданской войны во многом была нацелена на борьбу с белым движением активно работали пролетарские писатели и художники. Создаются агитпоходы и агитпоезда. Активно работают художники карикатуристы. Причем карикатуры создавались как красными, так и белыми. В 1920 г. был создан специальный орган, сосредоточивший партийное руководство всеми сферами духовной культуры, агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКП(б) (Агитпроп). В 1922 г. был создан Главлит — специальный цензурный орган. Массовая чистка библиотек должна была оградить общество от «антисоветской и антихудожественной» литературы. Создан пролеткульт объединение рабочих литературных кружков, театральных и художественных студий. РАПП – ассоциация пролетарских писателей. Но самой главное организацией безусловно являлся Наркомпрос. Развитие советской наукиРазвитие науки в первые послереволюционные годы связано прежде всего с именами И.П. Павлова (исследование физиологии высшей нервной деятельности), К.А. Тимирязева (растениеводство), Н.И. Вавилова (генетика), Н.Е. Жуковского (самолетостроение) и др. Российская академия наук была преобразована в Академию наук СССР и переведена из Ленинграда в Москву. Исследования в области физики проводились А.Ф. Иоффе, П.Л. Капицей, С.И. Вавиловым, И.Е. Таммом, И.В. Курчатовым, Л.Д. Ландау, Н.Н. Семеновым. Историческая наука 1930-х гг. представлена выдающимися учеными Б.Д. Грековым, Е.В. Тарле, М.В. Нечкиной и др. В 1933 г. была организована арктическая экспедиция через Ледовитый океан под руководством О.Ю. Шмидта. Корабль «Челюскин», скованный льдами, затонул. Почти два месяца полярники находились на льдине, откуда были сняты с помощью авиации. В 1937 г. советские летчики В. Чкалов, Г.Ф. Байдуков, А.В. Беляков впервые совершили прямой беспосадочный перелет в США через Северный полюс. С завершением гражданской войны и переходом к нэпу наметились новые тенденции в развитии культуры. В условиях либерализации общественной сферы повысилась активность интеллигенции. Проводились публичные диспуты по вопросам о роли религии, о судьбах интеллигенции в новой России. Оживилась деятельность ранее созданных научных обществ (философских, исторических). Возникали новые общественные объединения — научные, творческие, культурно-просветительные. Тысячи людей участвовали, например, в работе Международной организации помощи борцам революции (МОПР), в шефских рабочих организациях, обществе друзей радио и т. п.
В 1930 годы берется новый курс в плане культуры. Уделялось внимание восстановлению научного потенциала страны. Были открыты новые научно-исследовательские институты. Среди них — действующие поныне Физико-химический, Физико-технический (сейчас — имени А. Ф. Иоффе), Центральный аэрогидродинамический (ЦАГИ) институты. Участие в организации новых исследовательских центров приняли известные ученые: крупный теоретик в области авиации Н. Е. Жуковский, физик А. Ф. Иоффе и др. Создавалась библиотека Социалистической академии общественных наук, преобразованная позднее в Фундаментальную библиотеку общественных наук АН СССР (с 1969 г. Институт научной информации по общественным наукам — ИНИОН). В 30-е гг., как и ранее, большое значение придавалось подготовке кадров в системе партийно-государственного руководства культурой. Их подготовкой занимались Высшая школа марксизма-ленинизма, Высшая школа партийных организаторов, Высшая партийная школа. С середины 20-х гг. в ВУЗах действовали кафедры истории партии и ленинизма. Литература 1920-1930-х годовУже в первые годы советской власти складываются литературные объединения РАПП (Фадеев), «Перевал» (Зощенко, Федин), ЛЕФ (Маяковский) и другие. Появляются литературные журналы, главными из которых были «Молодая Гвардия» и «Новый мир». С конца 1920-х годов выходит «Роман-газета». Одним из самых популярных советских поэтов был Владимир Маяковский, автор произведений «Облако в штанах», поэмы «Хорошо». На 1920-е годы приходится расцвет творчества Сергея Есенина. Популярностью пользовались его сборники «Радуница», «Сельский часослов», произведения «Анна Снегина», «Черный человек» и многие другие. Его творчество можно отнести к крестьянской лирике. Особой популярностью пользовались стихи Ахматовой, сборники «Вечер» и «Четки». Были популярные и другие поэты и поэтессы: Мандельштам, Брюсов, Цветаева, Гиппиус и прочие. Продолжает работать Александр Блок (поэма «Двенадцать»). Среди писателей этого времени можно выделить произведения Алексея Николаевича Толстого «Хождение по мукам», Максима Горького «Дело Артамонова», Александра Фадеева «Разгром», «Молодая гвардия». Мощным идеологическим произведением становится роман Николая Островского «Как закалялась сталь». В 1920-е годы начинает свою работу Михаил Шолохов, один из самых популярных советских писателей. Лауреат нобелевской премии по литературе (правда получил он ее сильно позже в 1965 году). В этот период пишется роман «Тихий Дон». Одно из самых крупных произведений автора. Работает в это время и писатель Аркадий Гайдар, автор книги и рассказов «Судьба барабанщика» «Чук и Гек», «Тимур и его команда». Михаил Булгаков пишет целый ряд литературных шедевров, посвященных как событиям революции «Белая гвардия», переделанная позднее в пьесу «Дни Турбиных», так и мистико-фантастические произведения «Мастер и Маргарита», «Собачье Сердце», «Роковые яйца». Будучи уже заграницей, Бунин пишет сборник рассказов «Темные аллеи», роман «Жизнь Арсеньева», повесть «Митина любовь». В 1933 году он получает нобелевскую премию. Развивались сатирические произведения (Ильф и Петров «Двенадцать стульев», «Золотой Теленок»). Появляются в этот период и антиутопические произведения (Замятин «Мы», Платонов «Котлован» и «Чевенгур»). Замечательные произведения для детей создавали С.Я. Маршак, К.И. Чуковский, А.П. Гайдар, В.А. Каверин, C. В. Михалков и др. Советская архитектура и скульптура в 1920-1930-е годыВ архитектуре главенствовали два стиля: рационализм (основан на изучении классики, и не ограничивался функциональностью, главная проблема – художественный образ) и конструктивизм (характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. С 1930-х годов приходит в моду неоклассицизм и сталинский ампир. Работы рационалистов, были почти не реализованы по причине близости их к буржуазному характеру. Наиболее яркий представитель Н. Ладовский и его проект наземного вестибюля метро «Красные ворота». Но самой главное работой была Шухова башня (архитектор Шухов). Строившееся в 1919-1922 годах. Крупными архитекторами, работавшими в стиле конструктивизма, были братья Веснины. Одна из первых их работ: проект дворца труда. Крупными памятниками данного стиля являются: Дом Культуры ЗИЛ (Веснины), Дом культуры имени С. М. Зуева (Голосов), дом наркомата финансов (Гинзбург) Дом Мельникова в Москве (1920-е годы) Мельников, Первый в СССР ленинградский Дворец Культуры имени Горького. В 1920-е годы строится здание центрального телеграфа на Тверской. В 1920-е годы начинается строительство библиотеки имени Ленина (Щуко). Конструктивизм 1930-х годов представлен «Домом на набережной». Мавзолей Ленина первоначально был возведен из дерева, построен в 1924 году. В 1930 году создан уже современный нам – гранитный (Щусев). Стиль совместил в себе конструктивизм и египетские элементы. В 1930-е годы построенный в стиле неоклассицизм Дом на Моховой. Архитектор здания Иван Жолтовский. Фрунзенский универмаг становится переходом от конструктивизма к сталинскому классицизму. Идет застройка ВСХВ. Выставка была торжественно открыта 1 августа 1939 года. Строится главный вход ВСХВ (северный вход). Огромную роль в скульптуре первых десятилетий советской власти играло выражение образов революции, пролетариата и основных идеологов марксизма. Соцреализм начинает занимать ведущую роль в архитектуре. Матвеев создает памятник Марксу. Ключевой фигурой в образах пролетарских скульпторов, безусловно, был Ленин. Крупным скульптором был И. Шадр. Одна из самых известных его работ «Булыжник оружие пролетариата». Начинает свою работу Вера Мухина. В 1937 году строится «рабочий и колхозница» - высота которых более 20 метров. Другими известными работами являются: «Ветер», «Крестьянка». Советские художники в 1920-1930 годыПоявляются и объединения советских художников, одним из крупнейших было АХРР (ассоциация художников революционной России). Интересным циклом работ членов ассоциации было изображение Ленина в живописи. Исаак Бродский пишет картину «Ленин в Смольном». Художником баталистом был Митрофан Греков. Ему принадлежат картины на революционную («Трубачи первой армии», «Тачанка») и историческую тематику («Атака шведов ярославскими драгунами»). Художнику Юону принадлежат работы «Парад Красной армии» и «Новая планета», написанные на революционную тематику. В 1933 году художник Борис Иогансон пишет картину «Допрос коммунистов». Большую популярность набирают работы Петрова-Водкина. Художник пишет картину «Смерть комиссара». Начинал свою работу и Дейнека. В 1930-е годы создаются картины «Мать», «Безработные в Берлине». Занимался он и иллюстрированием журналов, среди которых «Безбожник» и «Прожектор». В годы гражданской войны получил развитие агитационный плакат. Видным деятелем этого направления был Дмитрий Моор («А ты записался добровольцем», «Помоги»). В этом жанре работало объединение «Окна РОСТА». Театр и кино в первые десятилетия советской властиРазвитие театра в 1920-30 годы во многом связано с именем Мейерхольда (Театры - ГосТиМ и РСФСР I). Ставятся пьесы по «Мистерия-Буфф» Маяковского, одним из оформителей, которых был Малевич. Ставятся «Закат» Исаака Бабеля, "Стенька Разин" Василия Каменского. Во МХАТе ставятся «Дни Турбиных» Булгакова. В 1920 г. появилась 3-я студия МХАТа, руководимая артистом и режиссером Евгением Багратионовичем Вахтанговым (1883—1922), с 1926 г. по настоянию Луначарского она будет называться театр имени Евгения Вахтангова. В кинематографе важной вехой стал фильм режиссера С. Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» (1925). Первым озвученным фильмом в СССР стала лента «Путёвка в жизнь», вышедшая в 1931 году. В этот период становится популярным жанр комедии и появляются такие шедевры как «Веселые ребята», «Богатая невеста», «Трактористы», «Цирк», «Волга-Волга». В комедийных кинолентах блистали такие актеры как Владимир Зельдин, Любовь Орлова, Леонид Утесов. В предвоенные годы с целью подъема патриотического духа советского народа снимаются исторические фильмы. В 1938 году Сергей Эйзенштейн снимает фильм «Александр Невский». Еще одним интересным фильмом становится «Суворов», снятый режиссёрами Пудовкиным и Доллером. В главных ролях в фильмах снялся Николай Черкасов. Советская музыка в 1920-1930 годыСозданная Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ) выступала за упрощение музыкальных форм и отдавала предпочтение массовой песне пред другими жанрами. Песня действительно раннее других музыкальных жанров откликнулась на зов времени. Многие песни рождались стихийно в среде красноармейцев и комсомольцев. На популярную старую музыку писались новые слова. Например, «Смело мы в бой пойдем» была создана на измененную мелодию романса «Белой акации гроздья душистые». Иногда авторская песня уходила в народ и становилась фольклором. Активно использовались интернациональные песни «Марсельеза», «Варшавянка» и др. А. В. Александров создал небольшой ансамбль, ныне всемирно известный ансамбль песни и пляски Советской армии (Российской армии). Огромной популярностью пользовались песни Исаака Осиповича Дунаевского, он писал их в том числе и для многих фильмов: «Веселые ребята», «Вратарь», «Цирк», «Дети капитана Гранта», «Волга-Волга», «Светлый путь». Шла при этом работа и по созданию серьезной музыки. Среди массы созданных тогда сочинений лишь немногие сохранили художественное значение. Одно из них Шестая симфония М. Я. Мясковского. В 1936 г. Прокофьев создает симфоническую сказку для детей «Петя и волк». Дмитрий Шостакович пишет оперу «Леди Макбет Мценского уезда». Вершиной симфонизма 30-х гг. и одной из вершин мирового симфонизма вообще стала «Пятая симфония» Д. Шостаковича.
Категория:
Культура и общественная мысль
Еще интересные статьи
Внутренняя политика Н.С. Хрущева
ЕГЭ
XX век
Прочитано: 336
Внешняя политика СССР в 1920-1930-е годы
ЕГЭ
XX век
Прочитано: 48
Внешняя политика России в 1992-1999 годов
ЕГЭ
XX век
Прочитано: 828
Восточные славяне, их быт и соседи
ОГЭ и ЕГЭ
IX век
Прочитано: 227
Внешняя политика Екатерины Великой
ОГЭ и ЕГЭ
XVIII век
Прочитано: 2
Правление Ярослава Мудрого
ОГЭ и ЕГЭ
XI век
Прочитано: 44