Становление советской культуры
С 1918 года культура в СССР находилась под строгим контролем государства. В этот период активно развивался соцреализм, который стал доминирующим направлением в искусстве. Модернизация культуры во многом определялась политикой советского руководства в сфере образования и науки. После Гражданской войны в стране началась масштабная ликвидация неграмотности. Были созданы тысячи школ, кружков и пунктов, где обучали грамоте взрослых и детей. К середине 1930-х годов сложилась эффективная система народного образования. В средней и высшей школе фактически была восстановлена дореволюционная модель с регламентированным учебным процессом и строгими требованиями к оценке знаний. В 1920-е годы школа подвергалась многочисленным педагогическим экспериментам. История как учебный предмет была временно исключена из программы. Домашние задания, отметки и классно-урочная система занятий также были отменены, что негативно сказалось на учебной дисциплине и качестве знаний. Преимущественным правом поступления в высшие учебные заведения обладали рабочие и беднейшие крестьяне. Для их подготовки в 1919 году создавались рабочие факультеты (рабфаки), которые давали им необходимый минимум знаний. К работе были привлечены многие известные деятели искусства: художники А. Н. Бенуа, А. М. Васнецов и В. Д. Поленов, архитекторы Р. И. Клейн и В. А. Щуко. При их участии проводилась национализация частных художественных собраний, театров, предприятий фото- и кинопромышленности. Государственные музеи объявлялись национальными достояниями: Зимний дворец (Эрмитаж), Третьяковская галерея, Музей изящных искусств. Были закрыты частные издательства, и в 1919 году создано государственное издательство для публикации учебной литературы, сочинений русских классиков и других материалов. Религиозные основы жизни народов России рушились. Государство поощряло атеизм и антирелигиозную пропаганду. Основным идейным течением стал марксизм-ленинизм (учение, основанное на идеях и работах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина). Выразители других идеологических течений подвергались преследованиям.В 1922 году «философский пароход» увез из России более 160 ученых, среди которых были известные философы Н. А. Бердяев и И. А. Ильин.
Также покинули страну писатели И. Бунин, И. Шмелев, А. Куприн, музыканты С. Прокофьев, С. Рахманинов, И. Стравинский, певец Ф. Шаляпин, художники И. Репин, К. Коровин, Л. Бакст, М. Шагал и др.
Культура гражданской войны во многом была нацелена на борьбу с белым движением, активно работали пролетарские писатели и художники. Создаются агитпоходы и агитпоезда. Активно работают художники-карикатуристы. Причем карикатуры создавались как красными, так и белыми.
В 1920 г. был создан специальный орган, сосредоточивший партийное руководство всеми сферами духовной культуры, агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКП(б) (Агитпроп). В 1922 г. был создан Главлит — специальный цензурный орган. Массовая чистка библиотек должна была оградить общество от «антисоветской и антихудожественной» литературы.
Создан Пролеткульт — объединение рабочих литературных кружков, театральных и художественных студий. РАПП — ассоциация пролетарских писателей. Но самой главной организацией, безусловно, являлся Наркомпрос.