8 минут
Внутренняя политика Александра I
Реформы Негласного комитетаВ 1801 году происходит последний дворцовый переворот. На российской престоле оказался старший сын Павла Александр I (1801-1825 года). Александр, воспитанный Екатериной Великой, в духе «просвещенного абсолютизма» продолжает некоторые направления ее политики. Восстанавливается жалованная грамота. Вокруг императора сложился особый совещательный орган Негласный комитет (Строганов, Кочубей, Новосильцев, Чарторыйский и др.), целью которого стало реализация проектов императора и проведение либеральных преобразований. В ближайшем окружении императора оказался выходец из духовного сословия М.М. Сперанский. В 1802 году Новосильцев начинает работу над проектом создания министерств, завершенную лишь в 1811 году. В Манифесте «Об учреждении министерств» вводилась персональная ответственность руководителей и исполнителей. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. Для совместного обсуждения некоторых вопросов был учрежден Комитет министров. В 1802 году вновь реформирован Сенат, который превращается в высший судебный и контрольный орган, получивший право сообщать об устаревших законах и предлагать новые. В 1804 году создается университетский устав, дававший им значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего учебного округа. 1804 год — первый цензурный устав. В 1803 году создаются правила об учебных заведениях. Все учебные заведения были разделены на 4 разряда: 1) Одноклассные приходские училища, заменившие малые народные училища. 2) 3-классные уездные училища, которые должны были быть в каждом уездном городе. 3) 7-летние губернские училища или гимназии (бывшие главные народные училища) в губернских городах. 4) Университеты. В этом же году были созданы и учебные округа.
В 1803 году был принят «указ о вольных хлебопашцах», позволивший крестьянам выкупать себя за деньги, эффект был минимален, но дал небольшой части крестьян получить свободу (около 0.5%). Александр пытался реализовать проект по отмене крепостного права, местом эксперимента стала Прибалтика – там крестьяне должны были освобождаться без земли, и очень медленно. Реформы 1802-1811 не изменили самодержавной сущности политической системы России. Они лишь усилили централизацию и бюрократизацию государственного аппарата. Продолжая курс политики в духе «просвещенного абсолютизма», в 1802 году, Александр создает министерство народного просвещения. Открываются новые университеты (Виленский, Харьковский, Дерптский, Казанский и Санкт-Петербургский) и лицеи (Царско-Сельский). Реформы СперанскогоВ декабре 1808 г. Сперанский по поручению Александра I начал разработку «Плана государственного преобразования России», который являлся конституцией с ее неподвижными и неизменными законами. По «Плану» Сперанского, все население делилось на классы: дворянство как владельцы недвижимой собственности, среднее состояние (мещане, купцы, государственные крестьяне), рабочий народ (слуги, ремесленники, поденщики). Сенат должен был стать высшим органом судебной власти, Министерства – исполнительной, Государственная Дума – законодательной. Над всеми этими органами учреждался Государственный совет как совещательный орган при императоре, который окончательно утверждал или отклонял представленный на рассмотрение проект, даже если он был принят Думой. Сперанский предлагал даровать народу гражданские и политические права, хотя и основанные на имущественном цензе. Данный проект был реализован лишь частично, в 1810 году создается Государственный совет, пришедший на смену непременному совету. Излишняя либеральность М.М. Сперанского и непринятие его аристократией приводит к отставке реформатора в марте 1812 года. «Аракчеевщина» и завершающий этап реформПонимая необходимость отмены крепостного права, Александр не мог противостоять крайне реакционному дворянству, которое в период дворцовых переворотов показала свою решимость бороться за свои права. По завершении отечественной войны, Александр, переходит к свертыванию либеральных реформ, в государстве усиливается дисциплина и военщина, Российская империя переходит к периоду «аракчеевщины», названный в честь военного министра Александра Граф Аракчеев, обладал большим влиянием и пользовался высоким доверием императора. В 1817 году Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. Усилился контроль над учебными заведениями, увольнялись наиболее либеральные преподаватели. С именем графа связано и появление военных поселений, ему было поручено реализовать проект по личной инициативе императора, целью которых было сократить расходы на содержание армии. В 1815 году, по соглашению с европейскими государствами, введена Польская конституция, даровавшая Сейм и некую автономию. Авторами проекта были Чарторыйский и Новосильцев. С целью борьбы с коррупцией и улучшения контроля за управлением на местах, Александром I были учреждены генерал-губернаторства – контрольный орган, который стоял над губернаторами. В 1820 году по поручению Александра I Новосильцевым была разработана «Государственная уставная грамота Российской империи» - этот проект не вносил кардинальных изменений в государство, абсолютизм сохранялся. Исполнительная власть должна была оставаться под полным контролем монарха. В соответствии с проектом Российская империя делилась на наместничества, в которых образовывались двухпалатные сеймы. Фактически обе палаты должны были назначаться самим императором, верхняя напрямую, а нижняя из делегированных представителей наместничеств. Усиление реакции в государстве, рост влияния графа Аракчеева на государя, изменение его личных политических интересов не позволили реализовать данный проект, который, как и многие другие, остался только на бумаге. Фактически, несмотря на широкий масштаб реформ, александровские преобразования в первую очередь были направлены на усиление централизации и рост бюрократии в стране, менялась система управления. Реформы не меняли крепостническую суть архаичной России, отставание экономики страны продолжало усиливаться, эти вопросы решались уже приемниками императора. 
Категория:
Внутренняя политика
Еще интересные статьи
Культура современной России
ЕГЭ
XX век
Прочитано: 14
Реформы Петра Великого
ОГЭ и ЕГЭ
XVIII век
Прочитано: 40
Культурное развитие страны в 1917-1930-е годы
ЕГЭ
XX век
Прочитано: 97
Социально-экономическое развитие второй половины XIX -начала XX века
ОГЭ и ЕГЭ
XIX век
Прочитано: 55
Социально-экономическое развитие России в XVIII веке
ОГЭ и ЕГЭ
XVIII век
Прочитано: 132
Московское княжество в XIV веке
ОГЭ и ЕГЭ
XIV век
Прочитано: 64