15 минут
Отмена крепостного права
Причины и предпосылки отмены крепостного праваНеудача в Крымской войне показывает необходимость перемен. Она обнажила полную несостоятельность существовавшей в России системы в экономическом и социальном плане, вывести страну из кризиса могли только кардинальные преобразования. В стране начинаются «великие либеральные реформы». В 1857 году упраздняются военные поселения по причине их неэффективности. Это преобразование становится первым в череде кардинальных изменений в стране. Хотя сама реформа по отмене крепостного права была реализована лишь в 1861 году, но подготовка реформы началась за долго до ее отмены, еще в правление Николая I был собран большой подготовительный материал по проведению крестьянской реформы. Крепостное право в правление Николая I осталось незыблемым, но в решении крестьянского вопроса был накоплен значительный опыт, на который в дальнейшем смог опереться его сын Александр II, вступивший на престол в 1855 году. В 1830–1850-е гг. в среде бюрократии стал складываться определенный слой прогрессивных, по государственному мыслящих людей. Их соединяло единство взглядов на программу предстоящих преобразований. Ученые назвали эту группу либеральной бюрократией. Покровителем либеральной бюрократии был брат царя великий князь Константин Николаевич, а виднейшими их представителями – чиновник министерства внутренних дел Н.А. Милютин, его брат генерал Д.А. Милютин, генерал Я.И. Ростовцев, В.И. Даль, Я.И. Соловьев и др. Сам же император Александр, не будучи либералам во своим взглядам, прекрасно понимал, что проведение реформ необходимо в стране, именно об этом он заявил во время выступления перед московским дворянством. Примечательно, что еще в годы правления своего отца Александр четко стоял на про дворянские позиции. Важной предпосылкой предстоящей реформы становится усиление экономического отставания России в условиях зарождавшихся в Европе капиталистических отношений. Помещичье хозяйство, базировавшееся на подневольном крепостном труде, всё более приходило в упадок. Крестьянский барщинный труд становился все менее и менее эффективным, крестьяне старались тратить на работу на помещичьем поле меньше сил. При этом сильно росло число крестьянских волнений, которые происходили уже ежегодно, за первую половину XIX века их общее число превысило несколько тысяч. Поражение к крымской войне становится лишь катализатором, который дал возможность преодолеть сопротивление даже консервативной части общественной элиты и начать реформы. По мнению либеральных бюрократов, среди которых были братья Милютины, для укрепления позиций государственной власти необходимо было освободить крестьян, создать крепкое крестьянское хозяйство, предоставить определенную свободу общественным силам. Они также выступали за демократизацию государства при сохранили монархии. Министром внутренних дел в это время был С.С. Ланской, который и становится одним из авторов реформы, поддержавший проект Николая Милютина. Начало реформыВ начале 1857 года для подготовки крестьянской реформы был учрежден Секретный комитет. Поводом к этому событию поступило письмо виленского генерал-губернатора Назимова, от прибалтийского дворянства, в котором говорилось об «освобождении крестьян от крепостной зависимости, сохранив неприкосновенными права помещиков на земли». Хотя, надо сказать император немного слукавил, данное письмо было написано по его личной просьбе, Назимов был старым другом императора Александра Николаевича Вышедший следом рескрипт уже петербургскому генерал-губернатору Игнатьеву, дал официальный ход к началу реформы. Фактически это снимало ответственность в императора в начале радикальной реформы, которая была начата по просьбе самого же дворянства. Секретный комитет был переименован в Главный комитет, возглавляемый Великим князем Константином Николаевичем. Вводилось гласное обсуждение вопросов отмены крепостного права. Были созданы аналогичные комитеты в 46 губерниях. Дворянство и другие категории населения активно подключилось к обсуждению проектов реформы. В начале 1859 года для обработки проектов реформы дворянских комитетов были созданы «Редакционные комиссии» (руководителем которых был Ростовцев). Редакционные комиссии разработали «положение о крестьянах». Выдающуюся роль в них играли либеральные бюрократы Н. А. Милютин, П. П. Семенов, Н. X. Бунге, с ними деятельно сотрудничали включенные в состав комиссий славянофилы Ю. Ф. Самарин и В. А. Черкасский. Заметное влияние на решение крестьянского вопроса оказывал министр внутренних дел С. С. Ланской. В сентябре 1860 года выработанный проект реформы был обсужден депутатами, присланными дворянскими комитетами, а затем передан в высшие государственные органы. Секретные комитеты были важным органом подготовки реформ николаевской эпохи, их перенял и его наследник. В обществе начали появляться и бурно обсуждаться записки и произведения, касающиеся самых животрепещущих вопросов. Большое влияние на формирование общественного мнения и взгляды царя оказала «Записка об освобождении крестьян в России» К.Д. Кавелина, в которой он отмечал пагубность крепостного права в экономическом, политическом и нравственном отношениях. Сторонниками освобождения крестьян были также и некоторые члены императорской фамилии. Последствия реформы и ее итогиДворяне имели все необходимые для развития сельского хозяйства ресурсы, но не имели желания его развивать, за редким исключением. 19 февраля 1861 года были изданы Манифеста об освобождении крестьян и «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Бывшие крепостные крестьяне империи получали полную личную независимость, теперь их называли «свободными сельскими обывателями». Отныне (то есть с 19 февраля 1861) крепостные считались полноценными гражданами страны с соответствующими правами. Все движимое крестьянское имущество, а также дома и постройки признавались их собственностью. За помещиками сохранялись права на свои земли, но при этом они должны были предоставлять крестьянам приусадебные, а также полевые наделы. За пользование земельными участками крестьянам надлежало заплатить выкуп как непосредственно хозяину территории, так и государству. 19 февраля, был учрежден Главный комитет «об устройстве сельского состояния» под председательством великого князя Константина Николаевича. Он заменил собой Главный комитет «по крестьянскому делу» и был призван осуществлять высшее наблюдение за введением в действие "Положений" 19 февраля 1861 г. Помимо этого были предприняты меры, которые должны были обезопасить страну от массовых волнений, чего в прочем, полностью избежать так и не удалось. Публичное чтение манифеста приводило к массовым народных бунтам, общее количество которых только в 1861 году почти достигло 2000.
Новые изменения не могли удовлетворить желания всех заинтересованных. Недовольны были сами крестьяне. В первую очередь тем, на каких условиях им предоставлялась земля, которая, по сути, являлась основным средством существования. Поэтому реформы Александра II, вернее некоторые их положения, носят неоднозначный характер. Так, согласно Манифесту, на всей территории России устанавливались наибольшие и наименьшие размеры земельных наделов на одну душу населения, зависящие от природных и экономических особенностей регионов. Предполагалось, что если крестьянский надел имел меньшие размеры, чем устанавливалось документом, то это обязывало помещика добавить недостающую площадь. Если же – большие, то, наоборот, отрезать лишнюю и, как правило, лучшую часть надела. Согласно реформе от 19 февраля 1861 года, земля крестьянам предоставлялась не в собственность, а только в пользование. Но у них имелась возможность выкупить ее у хозяина, то есть заключить так называемую выкупную сделку. До того же момента они считались временно обязанными, при этом временнообязанные не имели права просто отказаться от предоставляемого надела, то есть барщину или оброк все равно приходилось нести. После же совершения выкупной сделки крестьянин становился полноправным собственником земельного. Данная ситуация сложилась в условиях отсутствия у крестьян денежных накоплений, они выплачивали только незначительную ее часть, остальное же платило государство. Крестьяне в свою очередь должны были платить выкупные платежи государству в течение 49 лет. Из помещиков при этом вычитались долги, сделанные ими перед государством. Нанесла эта реформа серьезный удар и по государственному бюджету, внутренний долг страны невероятно вырос. Создавались мировые посредники, которые должны были в соответствии с официальными грамотами и документами разрешать возникающие между помещиками и крестьянами споры. Назначаемые государством из потомственных дворян мировые посредники имели своей целью избежать острых конфликтов и защищать интересы государства, но по факту, стояли они на позициях своего сословия – дворянства. Хотя и среди них были представители либеральной мысли, которые старались выполнять возложенные на них государством обязанности. Земельные угодья по реформе были разделены на три зоны: черноземную, не черноземную и степную. Цена на землю в разных зонах стоила по-разному, но везде она была значительно завышена, то есть крестьяне вынуждены были выкупать эти земли по цене выше рыночной. Согласно Манифесту, на всей территории России устанавливались наибольшие и наименьшие размеры земельных наделов на одну душу населения, зависящие от природных и экономических особенностей регионов. Предполагалось, что если крестьянский надел имел меньшие размеры, чем устанавливалось документом, то это обязывало помещика добавить недостающую площадь. Прирезка земель, то есть увеличение земельного надела крестьян, в целом, была незначительная и коснулась только единиц крестьянских хозяйств. Наиболее пострадали от реформы крестьяне черноземных регионов, наделы которых могли терять от 30 до 40% своей площади. Это явление получило название – отрезки. То есть процесс передачи или «отрезания» крестьянской земли в пользу помещика, крестьяне, как правило лишались самой лучшей части своих наделов. Причем отрезка разрешалась, если у помещика оставалась только треть, а в степной полосе половина по отношению к крестьянской земле. В свою очередь это приводило к такому явлению как чересполосица. Помещичьи земли фактически вклинивались в землю крестьян, вынуждая их арендовать эти участки. Причем, важно понимать, что реальным собственником крестьянской земли были не сами крестьяне, а община – «мир». Реформа, принятая 19 февраля 1861 (отмена крепостного права), несмотря на недостатки, дала основательный толчок развитию страны. Свободу получили 23 миллиона человек, что привело к серьезной трансформации в социальной структуре российского общества, а в дальнейшем выявило необходимость в преобразовании всей политической системы страны. Своевременно вышедший Манифест 19 февраля 1861 года, предпосылки которого могли привести к серьезному регрессу, стал стимулирующим фактором для развития капитализма в Российском государстве. Таким образом, искоренение крепостничества, безусловно, является одним из центральных событий в истории страны. Отмена крепостного права не оправдала надежд простого населения, особенно крестьянства, вскоре после ее завершения сменились тенденции в государственной политике, ее организаторы С. Ланской и Н. Милютин должны были уйти в отставку. Должность министра внутренних дел занимает Валуев.
Категории:
Внутренняя политикаСоциально-экономическое развитие
Еще интересные статьи
Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века
ОГЭ и ЕГЭ
XIX век
Прочитано: 22
Социально-экономическое развитие второй половины XIX -начала XX века
ОГЭ и ЕГЭ
XIX век
Прочитано: 55
Великая Отечественная война. Часть 2
ЕГЭ
XX век
Прочитано: 45
Василий I и Василий II
ОГЭ и ЕГЭ
XV век
Прочитано: 124
Федор Иоаннович и Борис Годунов
ОГЭ и ЕГЭ
XVI век
Прочитано: 57
Социально-экономическое развитие России в XVIII веке
ОГЭ и ЕГЭ
XVIII век
Прочитано: 132