8 минут
Восточные славяне, их быт и соседи
Образование славянских племенСлавяне – одна из наиболее крупных групп европейского населения, имеющая коренное (автохтонное) происхождение. В качестве отдельной этнической общности славяне сформировались на рубеже новой эры. Автохтонная теория (Б. Рыбаков). Восточнославянские племена возникли именно там, где жили и развивались впоследствии. Особенность данной теории — формирование крупной языковой и культурной общности из десятков и сотен разрозненных племен, обитавших на одной территории. Это можно назвать необычным, потому что, как правило, историческая наука видит перед собой обратные примеры, когда единая древняя народность со временем рассыпается на множество отдельных мигрирующих племен. Миграционная теория. Большинство ученых сходится во мнении, что предки восточных славян мигрировали из дальних областей. Однако в отношении того, какие именно племена были прародителями славянства, взгляды снова расходятся. Расселение восточных славянВ древних хрониках праславян называли «венедами», переселившихся из района Западной Двины в район Вислы, а затем в Причерноморье. Многие современные учёные считают, что первые славянские племена занимали территорию между Вислой и Днепром. В период Великого переселения народов (II – VI вв.) они заселили значительную территорию Европы, разделившись на три ветви: западную (чехи, словаки, поляки, лужицкие сербы, кашубы); южную (болгары, хорваты, сербы, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы); восточную (русские, украинцы, белорусы). Великое переселение народов – совокупность передвижений европейских народов в IV – VII вв., большая часть которых была обусловлена давлением гуннов, пришедших на территорию Европы из азиатских степей в середине IV в. Заметный след оставили контакты с аварами, болгарами, хазарами, скандинавами. С V в. устанавливаются отношения восточных славян с Византийской империей. В догосударственный период славянские племена подвергались активной экспансии со стороны венгров и хазар. Восточные славяне занимали территорию от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге, и от Карпатских гор на западе до Волги на востоке. В летописях встречаются упоминания 13 разных племенных групп восточных славян (поляне, северяне, радимичи, кривичи, ильменские словене, дреговичи, тиверцы, дулебы, белые хорваты, волыняне, бужане, уличи, полочане). Все они имели общие этнические черты. На формирование восточнославянского этноса, его культуры существенное влияние оказали соседи славян. Этнические контакты восточных славян в VI – VIII вв. составляли: финно-угры (чудь, весь, мурома и др.); балты (предки латышей, литовцев); иранские племена (скифы, сарматы).
Некоторые племенные союзы восточных славян до образования государства находились под контролем венгром, хазар и скандинавов и платили им дань.
Общество и хозяйство восточных славянКрупные объединения славян назывались племенные союзы, находившимися на стадии перехода от родовой к соседской общине (вервь) имевшие форму организации своего общества именуемое военной демократией. Особую роль в данном обществе играли: вече, собрание старейших общины, князья, на тот момент лишь военные руководители, их дружина, а также волхвы, жрецы языческих культов.
Постепенно возрастала роль знати и вождей, обогащавшихся во время войн. Это вызвало имущественное расслоение. Период VIII — начало IX вв. в исторической науке называется военная демократия — это переходный период от первобытности к государственности. Ее признаки: участие всех членов племенного союза (мужчин) в решении общественных задач; народное собрание (вече) как высший орган власти; наличие народного ополчения. Правящий слой: старая родоплеменная аристократия (вожди, жрецы, старейшины) и разбогатевшие на эксплуатации рабов и соседей члены общины. Имело место патриархальное рабство (когда рабы входили в состав владевшей ими семьи). Лесистая местность, обилие древесины наличие внешних факторов приводило к массовому появлению городов. У полян город Киев, Ильменские словене Новгород, у кривичей Смоленск, Полоцк.
За огромное количество городов русские земли часто называли «Гардарикой». По разным данным на Руси насчитывалось несколько сотен городов.
Города у славян играли важную роль, были как административными, так торговыми и военными центрами. Строились города в основном на берегах рек, которые служили, как для защиты, так и носили хозяйственные цели. Центральная укрепленная часть города называлась детинец, вокруг которого возникали посады. Хозяйство восточных славян базировалось на земледелии (подсечно-огневом и переложном, в некоторых районах пашенное) и скотоводстве. Славяне возделывали пшеницу, ячмень, рожь, просо, горох, гречиху. Стали строиться специальные хлебные печи. Восточные славяне разводили крупный рогатый скот, свиней и лошадей. Также есть сведения о занятии славян рыболовством и бортничеством (сбором мёда и воска диких пчел). Существовали различные виды ремёсел: кузнечное, ткацкое, гончарное. Интенсивно развивалась торговля. Наиболее важными были торговые контакты с такими народами и государствами как: Византия, Хазарский каганат, Волжская Булгария, Племена Венгров и печенегов. Византия была важным торговым партнером славян, еще до возникновения государства. Славяне продавали в Византии: древесину, рабов, мед, воск. Импортируемым товаром были: металлы, украшения, шелк, и прочие предметы роскоши. Кроме торговли с Византией славяне совершали и набеги на Царьград. Город-миллионник. Заметную роль в жизни восточнославянских племён играло язычество, которое долгое время выступало базисом их духовной и материальной культуры. Большинство современных специалистов относят языческие верования славян к анимизму, так как славянские божества, как правило, олицетворяли разные силы природы. К главным богами славян следует отнести: Перун — бог грома, молнии, войны; Сварог — бог огня; Велес — покровитель скотоводства; Мокошь — богиня, оберегавшая женскую часть племени; Даждьбог (Ярило) — бог солнца. У восточнославянских племен было большое количество праздников: масленица, Иван Купала, коляды и многие другие. Которые в последствии были вплетены в традиционную православную культуру, и стали неотъемлемым ее элементов. Во многом неизменен был и быт, сохранялись блюда, одежда, утварь.
Категория:
Социально-экономическое развитие
Еще интересные статьи
Отечественная война 1812 года
ОГЭ и ЕГЭ
XIX век
Прочитано: 22
Правление Павла I
ОГЭ и ЕГЭ
XVIII век
Прочитано: 41
Правление Ярослава Мудрого
ОГЭ и ЕГЭ
XI век
Прочитано: 44
Правление Елизаветы Петровны и Петра III
ОГЭ и ЕГЭ
XVIII век
Прочитано: 55
Реформы Петра Великого
ОГЭ и ЕГЭ
XVIII век
Прочитано: 39
Иван Грозный. Опричнина и последние годы
ОГЭ и ЕГЭ
XVI век
Прочитано: 57