15 минут
Правление Александра III
Начало контрреформ усиление реакцииНачало правления Александра III (1881-1894) было связано с выбором курса политики, новый император метался между продолжением либеральных реформ и началом реакции. Последнее преобладало. Проект конституции Лорис-Меликова вызвал сильную критику со стороны К. П. Победоносцева и С.Г. Строганова. Министры либералы подают в отставку, начинается эпоха контрреформ. Первыми действиями на престоле Александра III становится суд над народовольцами и окончательный разгром террористических организаций, этим начало правления нового императора было связано с началом правления его деда Николая I. Схожим было и то, что Александр Александрович, как и его дед, не готовился стать монархом, а становится наследником уже во взрослом возрасте. На нового императора оказывали большое влияние его воспитатель Победоносцев и консервативный публицист Катков. Был издан манифеста «о незыблемости самодержавия». В основу, которого легли вопросы нравственности и христианской веры, автором текста был обер-прокурор Святейшего Синода Победоносцев, а также необходимость служения монарху и государству. Принятие манифеста повлекло за собой отставку либеральных министров – Лорис-Меликова, Д.А. Милютина и прочих. Этот документ заложил основу всей политики Александра III, нацеленной на русификацию и усилению роли религии. В основу курса политики Александра III легла теория официальной народности, идейным вдохновителей которой в этот период был Победоносцев («Православие, самодержавие, народность»). В августе 1881 г. было утверждено «Положение о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия». Согласно ему, любая местность могла быть объявлена на чрезвычайном положении, глава губернии имел право запрещать собрания, закрывать органы печати и учебные заведения, арестовывать и высылать без суда неугодных лиц. Преобразования Александра III нельзя воспринимать чисто как реакционные. В некоторых вопросах, таких как крестьянский и рабочий, он был более прогрессивен, чем его отец. При новом императоре был взят курс на восстановление государства и укрепление модернизации страны. Новый министр внутренних дел Игнатьев, в 1882 году, выступает с идеей продолжения реформизма в сфере государственного управления, предлагая идею созыва Земского Собора, вновь натолкнувшись на сопротивление Победоносцева, быстро был отправлен в отставку. Его приемник Д.А. Толстой, бывший предшественником Победоносцева на посту обер-прокурора, встает курс на сворачивание либеральных реформ. Реформы в сфере образования и печатиВ 1882 г. принимаются новые «Временные правила о печати». Создается совещание четырех министров (министров внутренних дел, народного просвещения, юстиции, а также обер-прокурора Синода), которые ставили под свой контроль публикацию периодических изданий. Карательная цензура в стране усиливается. Редакторы изданий, выходивших без предварительной цензуры обязаны были сообщать имена своих авторов. В случае трех «приостановок» издание подвергалось предварительной цензуре, а цензоры получали право закрывать любые издания, что приводит к прекращению деятельности радикальных и многих либеральных изданий. Это приводит к закрытию многих изданий, таких как "Отечественные записки", "Дело", "Голос", "Земство" и прочие. Университетский устав 1884 года (автор – Катков) снова ликвидирует автономию университетов. Образование должно было полностью соответствовать требованиям государства. Университеты находятся под контролем министра народного просвещения (с 1882 по 1897 года эту должность занимал Делянов) который назначал ректоров. Попечители учебных округов получают огромную власть над университетами, а цена за обучения увеличивается в несколько раз. Эти меры приводят к волне студенческих волнений. Несмотря на кажущуюся реакционность, Устав значительно улучшил уровень образования в университетах: вводился конкурс преподавателей, студенты могли самостоятельно выбирать себе преподавателей и курсы, а также получали право на перевод из одного учебного заведения в другое. Впервые в России была введена семестровая система оценки успеваемости студентов. Плата за обучение возросла, запрещено было женское высшее образование. Возросло число церковно-приходских школ, эта мера была одна из форм реализации «манифеста», в стране стали возрождать духовность, стараясь вытеснить ей либерализм, в свою очередь это приводит к росту количества образованных людей среди народных низов, правда получивших только начальное образование. Реальные училища были преобразованы в технические школы, их окончание не давало права на поступления в высшие учебные заведения. В 1887 году создается «Циркуляр о кухаркиных детях», рекомендовавший не принимать в высшие учебные заведения представителей низших сословий. Целью данной политики было недопущение создания организаций подобных народовольческим, образование должны были получать только благонадежные люди. Обратной стороной этой политики становится дефицит квалифицированных технических специалистов, в которых нуждались активно создававшиеся фабрики и заводы, куда поступали в основном представители интеллигенции и разночинцев, не надо путать с обычными рабочими. Земские и городские преобразованияМенялась и система местного самоуправления, где усиливалась роль дворянства. «Положение о земских участковых начальниках» 1889 года делило страну на земские участки во главе с земскими начальниками, привело к усилению полицейского режима, с одной стороны, и создало твердую власть на местах с другой. При выборе земских начальников руководствовались жестким имущественным цензом, наличием высшего образования и опыта государственной службы, назначались они министром внутренних дел, по представлению губернских властей. Практически полный контроль земских начальников над общиной и принадлежность их в основном к дворянскому сословию, снова ставило крестьян в зависимость об помещиков. Хотя целью введения данного института было усиление контроля центра над местами, но часто это приводило к сильным перегибам, несмотря на широкие полномочия, земские начальники часто превышали свои полномочия, начинается расцвет взяточничества и коррупции.
В 1890 году император утверждает новое «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». В землевладельческую курию теперь могли избираться исключительно дворяне, а имущественный ценз для них понижался, эти меры ограничили влияние зарождавшейся буржуазии. Тогда как для городской курии напротив возрастал, это изменило соотношение выборщиков в пользу первой. Крестьяне фактически лишались выборного представительства, представители от этой курии фактически ставились под контроль земских начальников и губернаторов, за которыми было право утверждения. Более того, вся работа земств полностью ставилась под контроль губернаторов. «Городовое положение» 1892 года вводило имущественный ценз, взамен налогового. От участия в Городских думах, были обрезаны рабочие и мелкая буржуазия, которая вела большое количество сделок, но зачастую не обладала необходимым количеством имущества (недвижимости, земли и т.д). В Москве и Петербурге правом голоса обладало всего около 1 % населения. Все прежние функции за ними были сохранены, но Думы попадали под контроль губернских властей. Финансовая политика и экономическое развитиеНесмотря на значительный консерватизм во внутренней политическом курсе, наметились и прогрессивные тенденции. Важное место тут занимал крестьянский вопрос. Уже в 1881 году, были понижены выкупные платежи для крестьян. 1882 году учрежден крестьянский поземельный банк. В 1883 году переведены на обязательный выкуп оставшиеся на «временно обязанном» положении. В Важным решением становится отмена подушной подати в 1885 году, однако эта мера приводит к росту налогов для податного населения. Продолжением политики кредитования населения становится и открытие в 1885 году дворянского банка, нацеленного на поддержание дворянского землевладения. 1886 г. был принят новый закон о найме сельскохозяйственных рабочих, по которому при решении многих конфликтных вопросов, возникавших между помещиками и наемными рабочими, суду было предписано учитывать, прежде всего, интересы помещиков. Происходили изменения в финансовой политике страны, министр финансов Бунге отметился повышением налогов и ростом таможенных пошлин, поощрялось частное предпринимательство. Сменивший его Вышеградский продолжил намеченный курс, ему удалось победить дефицит государственного бюджета, но дорогой ценой, росли импортные пошлины, росли налоги с населения. Огромное значение для экономики имело начало строительства Транссибирской магистрали в 1891 году по инициативе С.Ю. Витте. Решение рабочего вопроса Новое направление в сословной политике, фабричное законодательство, связано с именем министра финансов Бунге. В 1882 году был принят закон, по которому категорически запрещалось использование в качестве рабочих детей, не достигших 12 лет, а детям, не имевшим образования, было предписано посещать школы. Создавались фабричные инспекции, следящие за соблюдением законодательства. Закон 1885 г. запрещал ночную работу женщин и подростков. Морозовская стачка (1885 года), подтолкнула правительство к дальнейшему решению рабочего вопроса. В 1886 году принят важнейший закон «О штрафах и условиях найма и увольнения рабочих», четко регламентировавший взаимоотношения между фабрикантами и рабочими. Итоги реформНеобычность внутренней политики Александра III заключалась в нежелании допускать до участия в управлении государством, или даже до высшего образования народные низы, но с учетом разгула народного движение, желание отстранить низшие слои общества от прежних свобод было обосновано. Но в тоже время говорить о кризисе образования нельзя, Александр III, значительно увеличил число школ, и улучшил процесс обучения. Вновь поставив крестьян в зависимость от помещиков, государство принимало решительные меры по улучшению их благосостояния, а разработка фабричного законодательства и вовсе было беспрецедентным в России. Внешняя политикаВнешняя политика Александра III, значительно отличалась от предыдущих периодов крайней миролюбивостью. Вместо курса на усиления влияния страны путем военных конфликтов Александр III стремился добиться этого дипломатическим путем. Министром иностранных дел этого периода был Н.К. Гирс. Единственный военный конфликт, произошедший в годы его правления был бой за Кушку (1885 год), завершившее присоединение Средней Азии, а также обостривший взаимоотношения с Англией. В 1880-е годы, назревает Балканский кризис, обостряются противоречия между Сербией и Болгарией, конфликт выливается в войну, Россия разрывает дипломатические отношения Болгарией. В 1881 году вновь был восстановлен союз Трех императоров, просуществовавший до 1887 года. Охлаждение отношений между двумя странами приводит к тому, что Германия заключает союз против России, с Австро-Венгрией и Италией, ставший основой военно-политического блока Первой мировой войны (Тройственный союз). Заключение договора «перестраховки» между Россией и Германией, не изменили отношений между странами. Складывание Тройственного союза подтолкнуло Александра III, к поиску новых союзников. Им становится Франция. Обострились отношения у России и с Болгарией, Александр III выступил в поддержку Сербии в балканском конфликте. В 1885 году было завершено присоединение Средней Азии, в состав России входит Мерв. В этом же году были урегулированы спорные границы между Россией и Англией, что стало основанием для будущего сближения. В конце XIX столетия начинается противостояние России и Японии на Дальнем Востоке. Но в тоже время наметилось сближение с Китаем, в 1891 году начинает строиться Транссибирская магистраль (по инициативе Витте), которая должна была стать источником усиления присутствия России в регионе. 
Категории:
Внутренняя политикаВнешняя политикаРеволюции и народные движения
Еще интересные статьи
Внешняя политика СССР в 1964-1985 годах. Движение диссидентов
ЕГЭ
XX век
Прочитано: 178
Культура домонгольской Руси
ОГЭ и ЕГЭ
X век
Прочитано: 78
Правление Ярослава Мудрого
ОГЭ и ЕГЭ
XI век
Прочитано: 44
Социально-экономическое развитие Руси в XIII-XVI веках
ОГЭ и ЕГЭ
XI век
Прочитано: 123
СССР в 1985-1991 годах
ЕГЭ
XX век
Прочитано: 46
Гражданская война в России
ОГЭ и ЕГЭ
XX век
Прочитано: 21