Историческая средневековая библиотека

Советское искусство в 1920-1930-е годы

Иконка часов
17 минут, прочитали 14 человек
Автор: Иван Юнак

Становление советской культуры

С 1918 года культура в СССР находилась под строгим контролем государства. В этот период активно развивался соцреализм, который стал доминирующим направлением в искусстве. Модернизация культуры во многом определялась политикой советского руководства в сфере образования и науки. После Гражданской войны в стране началась масштабная ликвидация неграмотности. Были созданы тысячи школ, кружков и пунктов, где обучали грамоте взрослых и детей. К середине 1930-х годов сложилась эффективная система народного образования. В средней и высшей школе фактически была восстановлена дореволюционная модель с регламентированным учебным процессом и строгими требованиями к оценке знаний. В 1920-е годы школа подвергалась многочисленным педагогическим экспериментам. История как учебный предмет была временно исключена из программы. Домашние задания, отметки и классно-урочная система занятий также были отменены, что негативно сказалось на учебной дисциплине и качестве знаний. Преимущественным правом поступления в высшие учебные заведения обладали рабочие и беднейшие крестьяне. Для их подготовки в 1919 году создавались рабочие факультеты (рабфаки), которые давали им необходимый минимум знаний. К работе были привлечены многие известные деятели искусства: художники А. Н. Бенуа, А. М. Васнецов и В. Д. Поленов, архитекторы Р. И. Клейн и В. А. Щуко. При их участии проводилась национализация частных художественных собраний, театров, предприятий фото- и кинопромышленности. Государственные музеи объявлялись национальными достояниями: Зимний дворец (Эрмитаж), Третьяковская галерея, Музей изящных искусств. Были закрыты частные издательства, и в 1919 году создано государственное издательство для публикации учебной литературы, сочинений русских классиков и других материалов. Религиозные основы жизни народов России рушились. Государство поощряло атеизм и антирелигиозную пропаганду. Основным идейным течением стал марксизм-ленинизм (учение, основанное на идеях и работах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина). Выразители других идеологических течений подвергались преследованиям.
В 1922 году «философский пароход» увез из России более 160 ученых, среди которых были известные философы Н. А. Бердяев и И. А. Ильин.
Также покинули страну писатели И. Бунин, И. Шмелев, А. Куприн, музыканты С. Прокофьев, С. Рахманинов, И. Стравинский, певец Ф. Шаляпин, художники И. Репин, К. Коровин, Л. Бакст, М. Шагал и др. Культура гражданской войны во многом была нацелена на борьбу с белым движением, активно работали пролетарские писатели и художники. Создаются агитпоходы и агитпоезда. Активно работают художники-карикатуристы. Причем карикатуры создавались как красными, так и белыми. В 1920 г. был создан специальный орган, сосредоточивший партийное руководство всеми сферами духовной культуры, агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКП(б) (Агитпроп). В 1922 г. был создан Главлит — специальный цензурный орган. Массовая чистка библиотек должна была оградить общество от «антисоветской и антихудожественной» литературы. Создан Пролеткульт — объединение рабочих литературных кружков, театральных и художественных студий. РАПП — ассоциация пролетарских писателей. Но самой главной организацией, безусловно, являлся Наркомпрос.

Развитие советской науки

Развитие науки в первые послереволюционные годы связано с именами выдающихся ученых: И.П. Павлов (физиология высшей нервной деятельности) К.А. Тимирязев (растениеводство) Н.И. Вавилов (генетика) Н.Е. Жуковский (самолетостроение) Российская академия наук была преобразована в Академию наук СССР и переведена из Ленинграда в Москву. Исследования в области физики проводились такими учеными, как: А.Ф. Иоффе П.Л. Капица С.И. Вавилов И.Е. Тамм И.В. Курчатов Л.Д. Ландау Н.Н. Семенов Историческая наука 1930-х годов представлена работами: Б.Д. Грекова Е.В. Тарле М.В. Нечкиной В 1933 году была организована арктическая экспедиция под руководством О.Ю. Шмидта. Корабль «Челюскин» затонул, и почти два месяца полярники находились на льдине, откуда были спасены авиацией. В 1937 году советские летчики В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков и А.В. Беляков впервые совершили прямой беспосадочный перелет в США через Северный полюс. С завершением гражданской войны и переходом к НЭПу наметились новые тенденции в развитии культуры. В условиях либерализации общественной сферы повысилась активность интеллигенции.

Развитие культурной жизни в Советской России

В 1920-е годы в стране активно обсуждались вопросы о роли религии и судьбах интеллигенции. Оживилась деятельность научных обществ, таких как философские и исторические. Возникали новые объединения, включая научные, творческие и культурно-просветительные. Тысячи людей принимали участие в работе Международной организации помощи борцам революции (МОПР), шефских рабочих организациях, обществе друзей радио и других. В 1930-е годы был взят новый курс в области культуры. Основное внимание уделялось восстановлению научного потенциала страны. Были открыты новые научно-исследовательские институты, такие как Физико-химический, Физико-технический (ныне имени А. Ф. Иоффе) и Центральный аэрогидродинамический (ЦАГИ). В организации этих институтов принимали участие известные ученые, включая крупного теоретика в области авиации Н. Е. Жуковского и физика А. Ф. Иоффе. Также создавалась библиотека Социалистической академии общественных наук, которая впоследствии была преобразована в Фундаментальную библиотеку общественных наук АН СССР (с 1969 года — Институт научной информации по общественным наукам, ИНИОН). В 1930-е годы, как и ранее, большое внимание уделялось подготовке кадров в системе партийно-государственного руководства культурой. Для этого функционировали Высшая школа марксизма-ленинизма, Высшая школа партийных организаторов и Высшая партийная школа. С середины 1920-х годов в вузах действовали кафедры истории партии и ленинизма.

Литература 1920–1930-х годов

В первые годы советской власти формируются литературные объединения: РАПП (Александр Фадеев) «Перевал» (Михаил Зощенко, Константин Федин) ЛЕФ (Владимир Маяковский) и другие. Появляются литературные журналы: «Молодая Гвардия» «Новый мир» с конца 1920-х годов — «Роман-газета» Популярными авторами были: Владимир Маяковский — один из самых известных поэтов, автор произведений «Облако в штанах» и поэмы «Хорошо». Сергей Есенин — расцвет творчества приходится на 1920-е годы. Известен сборниками «Радуница», «Сельский часослов» и произведениями «Анна Снегина», «Чёрный человек». Его творчество связано с крестьянской лирикой. Анна Ахматова — популярность её стихов отражена в сборниках «Вечер» и «Чётки».
Другие поэты и поэтессы: Осип Мандельштам Валерий Брюсов Марина Цветаева Зинаида Гиппиус
В этот период Александр Блок продолжает работать, пишется поэму «Двенадцать».
Писатели: Алексей Толстой — «Хождение по мукам» Максим Горький — «Дело Артамонова» Александр Фадеев — «Разгром», «Молодая гвардия» Николай Островский — роман «Как закалялась сталь», мощное идеологическое произведение. Михаил Шолохов начинает работать в 1920-е годы и становится одним из самых популярных советских писателей. Его роман «Тихий Дон» становится знаковым произведением. Пишет свои книги Аргадий Гайдар: «Судьба барабанщика» «Чук и Гек» «Тимур и его команда» На довоенный период приходится творчество Михаила Булгакова: «Белая гвардия» (позднее переделана в пьесу «Дни Турбиных») «Мастер и Маргарита» «Собачье сердце» «Роковые яйца»
Бунин пишет: Сборник рассказов «Тёмные аллеи», Роман «Жизнь Арсеньева», Повесть «Митина любовь» В 1933 году получает Нобелевскую премию.
Сатирические произведения составляют Ильф и Петров — «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок» Написаны романы Евгения Замятина «Мы» и Андрея Платонова — «Котлован» и «Чевенгур». Детскую литературу пишут: С. Я. Маршак К. И. Чуковский А. П. Гайдар В. А. Каверин С. В. Михалков Советская архитектура и скульптура в 1920–1930-е годы В 1920–1930-е годы в советской архитектуре доминировали два основных стиля: Рационализм: Основан на изучении классики, не ограничивался только функциональностью, главная проблема – художественный образ. Представители: Н. Ладовский. Примеры: проект наземного вестибюля метро «Красные ворота». Конструктивизм: Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. Крупные архитекторы: братья Веснины, И. Голосов, М. Гинзбург, К. Мельников. Примеры: Дом Культуры ЗИЛ, Дом культуры имени С. М. Зуева, дом наркомата финансов, Дом Мельникова в Москве, ленинградский Дворец Культуры имени Горького. В скульптуре первых десятилетий советской власти преобладали образы революции, пролетариата и основных идеологов марксизма. Активно развивалась советская скульптура Известные работы этого периода: А. Матвеев: памятник Марксу. И. Шадр: «Булыжник – оружие пролетариата», «Рабочий и колхозница» (1937, высота более 20 м), «Ветер», «Крестьянка». В. Мухина: «Рабочий и колхозница».

Советские художники в 1920–1930-е годы

В этот период появляются объединения советских художников, одним из крупнейших из которых была АХРР (Ассоциация художников революционной России). Интересным циклом работ членов ассоциации стало изображение Ленина в живописи. Например, Исаак Бродский написал картину «Ленин в Смольном». Митрофан Греков, художник-баталист, создал произведения на революционную тематику («Трубачи первой армии», «Тачанка») и исторические сюжеты («Атака шведов ярославскими драгунами»). Юон написал работы «Парад Красной армии» и «Новая планета», также посвященные революционной тематике. Борис Иогансон в 1933 году создал картину «Допрос коммунистов». Работы Петрова-Водкина, такие как «Смерть комиссара», также пользовались большой популярностью. В 1930-е годы Дейнека создал картины «Мать» и «Безработные в Берлине». Он также занимался иллюстрированием журналов, включая «Безбожник» и «Прожектор». В годы гражданской войны получил развитие агитационный плакат. Дмитрий Моор был видным деятелем этого направления, создав плакаты «А ты записался добровольцем?» и «Помоги». Объединение «Окна РОСТА» также активно работало в этом жанре.

Театр и кино в первые десятилетия советской власти

Развитие театра в 1920–1930-е годы во многом связано с именем Всеволода Мейерхольда (театры — ГосТИМ и РСФСР I). Ставились пьесы по «Мистерии-Буфф» Владимира Маяковского, одним из оформителей которых был Казимир Малевич. Также ставились «Закат» Исаака Бабеля и «Стенька Разин» Василия Каменского. Во МХАТе шли «Дни Турбиных» Михаила Булгакова. В 1920 году появилась 3-я студия МХАТа, которой руководил артист и режиссер Евгений Вахтангов (1883–1922). С 1926 года по настоянию Анатолия Луначарского она стала называться Театром имени Евгения Вахтангова. В кинематографе важной вехой стал фильм режиссера Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин» (1925). Первым озвученным фильмом в СССР стала лента «Путевка в жизнь», вышедшая в 1931 году. В этот период стал популярным жанр комедии, и появились такие шедевры, как «Веселые ребята», «Богатая невеста», «Трактористы», «Цирк», «Волга-Волга». В комедийных кинолентах блистали актеры Владимир Зельдин, Любовь Орлова, Леонид Утесов. В предвоенные годы для подъема патриотического духа советского народа снимались исторические фильмы. В 1938 году Сергей Эйзенштейн снял фильм «Александр Невский». Еще одним интересным фильмом стал «Суворов», снятый режиссерами Всеволодом Пудовкиным и Михаилом Доллером. В главных ролях в фильмах снялся Николай Черкасов.

Советская музыка в 1920–1930-е годы

В 1920–1930-е годы в Советском Союзе активно развивалась музыкальная культура. Важную роль в этом процессе играла Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ), которая выступала за упрощение музыкальных форм и отдавала предпочтение массовой песне. Песня быстро откликнулась на зов времени. Многие композиции рождались стихийно в среде красноармейцев и комсомольцев. На популярные старые мелодии писались новые слова. Например, «Смело мы в бой пойдем» была создана на измененную мелодию романса «Белой акации гроздья душистые». Иногда авторская песня уходила в народ и становилась фольклором. Активно использовались интернациональные песни, такие как «Марсельеза» и «Варшавянка». Александр Васильевич Александров создал небольшой ансамбль, который ныне известен как Ансамбль песни и пляски Советской армии (Российской армии). Огромной популярностью пользовались песни Исаака Осиповича Дунаевского, которые он писал, в том числе, для многих фильмов: «Веселые ребята», «Вратарь», «Цирк», «Дети капитана Гранта», «Волга-Волга», «Светлый путь».
Параллельно шла работа по созданию серьезной музыки. Среди множества сочинений лишь немногие сохранили художественное значение. Одно из них — Шестая симфония Михаила Яковлевича Мясковского.
В 1936 году Сергей Прокофьев создал симфоническую сказку для детей «Петя и волк». Дмитрий Шостакович написал оперу «Леди Макбет Мценского уезда». Вершиной симфонизма 1930-х годов и одной из вершин мирового симфонизма стала «Пятая симфония» Дмитрия Шостаковича.
#культура_и_общественная_мысль
Белая иконка стрелочки влевоРоссийская Федерация и страны бывшего СССРИностранная интервенция и народные ополчения в России в начале XVII векаБелая иконка стрелочки влево
У нас еще много интересного
Иконка на историческую тему
СССР после смерти Ленина и складывание тоталитарной системы
ЕГЭ
XX век
Прочитали 43 человека
Иконка на историческую тему
Внутренняя политика СССР 1964-1985 годов
ЕГЭ
XX век
Прочитали 153 человека
Иконка на историческую тему
Федор Иоаннович и Борис Годунов
ОГЭ и ЕГЭ
XVI век
Прочитали 1060 человек
Иконка на историческую тему
Приход большевиков к власти
ЕГЭ
XX век
Прочитали 11 человек
Иконка на историческую тему
Русь и Орда. Возвышение Москвы
ОГЭ и ЕГЭ
XIII век
Прочитали 143 человека
Иконка на историческую тему
Иван Грозный. Опричнина и последние годы
ОГЭ и ЕГЭ
XVI век
Прочитали 219 человек
Обзор изображения
Логотип ХисторияРев ПОЛИТИКА КОНФЕДИЦИАЛЬНОСТИ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ
GooglePlayВКTelegram