Интеграция России в систему международных отношений
Распад СССР потребовал выработки новых ориентиров и концепций во внешней политике. Дипломатические отношения и представительства пришлось выстраивать практически заново. Руководство новой страны стремилось перестроить отношения с Западом с враждебных на партнерские или дружеские. Возникла идея «атлантизма» — ориентация на западные модели государственного устройства. Одним из важнейших вопросов внешней политики стало решение вопросов, связанных с наследием СССР: внешние долги, имущество за границей, представительство в международных организациях. Необходимо было добиться международного признания нового государства. Однако западные страны рассматривали отношения с Россией по-своему, не планируя выстраивать дружеские связи с проигравшей «холодную войну» страной. Это отразилось на внешней политике. В конце 1991 года состоялся первый официальный визит Б. Н. Ельцина за рубеж — в Федеративную Республику Германию (ФРГ). Страны Европейского сообщества признали суверенность России и переход к ней прав и обязанностей бывшего СССР. В 1993–1994 годах были заключены соглашения о партнёрстве и сотрудничестве между Европейским союзом (ЕС) и Российской Федерацией. В 1996 году Россия вступила в Совет Европы. В октябре 1997 года Государственная Дума ратифицировала Женевскую конвенцию о запрещении разработки, производства и применения химического оружия. Россия также принимала участие в Общеевропейском совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Расширялись торговые отношения и улучшались экономические связи с США, Латинской Америкой и Ближним Востоком. Начались переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО), которые растянулись почти на 20 лет. Сохранялись торговые контакты между Россией и странами бывшего Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), по территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Западную Европу.Отношения с США и НАТО
В 1992 году были налажены отношения между Россией и США. 1 февраля 1992 года была подписана декларация о завершении «холодной войны». Важную роль в этом процессе сыграли взаимоотношения РФ и НАТО.Правительство России присоединилось к программе НАТО «Партнерство во имя мира». Было достигнуто соглашение о не расширении НАТО на восток, но оно было нарушено. Польша, Чехия, Венгрия и другие страны вступили в альянс.
Новый характер российско-американских отношений был отражен в двух документах 1992 года:
• «Декларация президентов России и США»
• «Хартия российско-американского партнерства и дружбы»
Эти документы предусматривали:
• Отказ сторон рассматривать друг друга в качестве противников
• Общую приверженность правам человека и экономической свободе
• Поддержку США курса России на углубление реформ
• Продолжение процесса сокращения вооружений и сотрудничество в поддержании стратегической и региональной стабильности
Для решения экономических проблем была создана межправительственная российско-американская Комиссия по экономическому и технологическому сотрудничеству, известная как «Комиссия Гор-Черномырдин».
Россия и США сотрудничали в урегулировании региональных проблем, таких как последствия кризиса в Персидском заливе, ситуация в Анголе и Никарагуа. Они также кооперировали усилия как сопредседатели мирной конференции по Ближнему Востоку.
Однако отношения между Россией и НАТО не были мирными. В 1999 году была принята «Доктрина Клинтона» о гуманном вмешательстве для защиты прав человека. Пиком противостояния стал югославский конфликт, который был частью борьбы за демократизацию мира согласно этой доктрине.
Активно развивалось сотрудничество в сфере сокращения вооружений. В 1992 году был ратифицирован договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), а в 1993 году — договор СНВ-2.
Также обсуждался вопрос об ограничении поставок оружия в страны «третьего мира».