Внешняя политика России в 1992-1999 годов
8 минут, прочитали 1025 человек
Интеграция России в систему международных отношенийРаспад СССР приводит к необходимости выстраивать новые ориентиры и новые концепции во внешней политике, чуть ли не заново приходилось выстраивать дипломатические отношения и представительства. Руководство новой страны рассчитывало перестроить взаимоотношения с Западом со враждебных на партнерские или даже дружеские, появляется идея "атлантизма", то есть выстраивания государства по западным образцам. Важнейшим вопросом во внешней политике нового государства становится решение вопросов наследства СССР: внешние долги, заграничное имущество, представительство в международных организациях. Необходимо было добиться признания нового государства. Но Западные страны рассматривали стратегию поведения с новой Россией по-своему, со страной, проигравшей "Холодную войну", дружеские отношения выстраивать не планировали, во многом это отразилось в событиях внешней политики.
В конце 1991 года состоялся первый официальный визит Б. Н. Ельцина за рубеж — в ФРГ. О признании суверенности России, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР заявила страны Европейского сообщества. В 1993—1994 гг. были заключено соглашения о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией. А в 1996 году Россия вступает в Совет Европы. В октябре 1997 г. Государственная Дума ратифицировала Женевскую конвенцию о запрещении разработки, производства и применения химического оружия.
Принимала участие Россия и в ОБСЕ (Общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе), здесь Россия является полноправным участником.
Расширялись торговые отношения, улучшаются экономические отношения с США, Латинской Америкой, Ближним Востоком.
Начинаются переговоры России о вступлении в ВТО (растянувшиеся почти на 20 лет). Сохранились торговые контакты между Россией и странами бывшего СЭВ, по территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Западную Европу.Отношения с США и НАТОНалаживаются отношения с США, 1 февраля 1992 года подписана декларация о завершении «холодной войны» между двумя государствами. Важную роль играло взаимоотношения РФ и НАТО.
Правительство России присоединилось к предложенной НАТО программе «Партнерство во имя мира». Было достигнуто соглашение о не расширении НАТО на восток, нарушенное Северо-Атлантическим Альянсом. Однако эти соглашения были нарушены: Польша, Чехия, Венгрия, а позднее и другие страны вступают в Альянс.
Новый характер российско-американских отношений получил отражение в двух документах 1992 г.: «Декларация президентов России и США» и «Хартия российско-американского партнерства и дружбы».
В них предусматривались отказ сторон рассматривать друг друга в качестве противников; общая приверженность правам человека, экономической свободе; поддержки США курса России на углубление реформ; продолжение процесса сокращения вооружений и сотрудничество в поддержании стратегической и региональной стабильности.
Рабочим механизмом решения проблем в экономической сфере стала созданная в 1993 г. межправительственная российско-американская Комиссия по экономическому и технологическому сотрудничеству (известная по именам ее сопредседателей как «Комиссия Гор-Черномырдин»).
Развернулось российско-американское сотрудничество в урегулировании острых региональных проблем. Эта касалось преодоления последствий кризиса в Персидском заливе, ситуации в Анголе, Никарагуа. Россия и США кооперировали усилия в качестве сопредседателей мирной конференции по Ближнему Востоку.
Но отношения между двумя странами нельзя назвать мирными. В 1999 году принята «доктрина Клинтона». О гуманном вмешательстве с целью защиты прав человека.
Пиком противостояния между Россией и НАТО становится Югославский конфликт.
Это было сделано в рамках борьбы за демократизацию мира, согласно «Доктрине Клинтона».
Активно развивалось сотрудничество в сфере сокращения вооружений.
В 1992 г. был ратифицирован подписанный годом ранее договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), а уже в 1993 г. был подписан договор СНВ-2. Развернулось российско-американское сотрудничество в урегулировании острых региональных проблем. Обсуждался вопрос об ограничении поставок оружия в страны «третьего мира». Отношения со странами Восточной ЕвропыОсобое место занимали взаимоотношения с бывшими странами СССР и ОВД, зачастую переходящие из категории дружественных к конфликтным. Доля стран Восточной Европы в торговле сокращается всего до 10%.
После распада СССР и создания в декабре 1991 года Содружества Независимых государств (СНГ), важнейшее место во взаимоотношениях стран играл вопрос о разделе имущества бывшего Союза, торговых и дипломатических взаимоотношениях.
В январе 1993 г. был принят Устав СНГ. Создавался совет глав государств.
К концу десятилетия стало очевидным, что в рамках СНГ удалось смягчить последствия распада СССР, но интеграционные цели достигнуты не были. Сократилось экономическое сотрудничество между Россией и странами СНГ.
Устанавливались границы с теми из стран, которые ввели национальные валюты. Были подписаны договоры, определившие условия перевозки российских грузов по их территории за рубеж.
Огромную роль во взаимоотношениях между странами играл вопрос долга. Страны СНГ были должны России несколько миллиардов долларов. Подписан договор о коллективной безопасности (Россия, Беларусь, Казахстан и др.). С такими республиками как Украина, Литва, Латвия отношения были крайне напряженными. Тогда как с Белоруссией, напротив, установились максимально дружеские.Отношения со странами АзииНаметившееся сближение с Китаем в ходе Перестройки продолжилось и после распада Союза. В 1992 г. в период визита в Пекин уже Президента РФ Б. Н. Ельцина подписана Пекинская декларация, подтверждающая волю сторон к активному сотрудничеству. Важным шагом становится согласование границ между двумя государствами, ранее бывшей предметами общих споров.
Важное место в развитии российско-китайского политического сотрудничества заняла двусторонняя Декларация о многополярном мире и формировании нового международного порядка, подписанная в Москве в апреле 1997 г.
В отношениях с Японией важнейшее место занимал спор о судьбе Курильских островов, попытки давления со стороны Японии так и не привели с успеху, постепенно страны начали более конструктивные переговоры, но в 1990-е этот вопрос так и не удалось решить. Россия налаживает дипломатические отношения с Южной Кореей, что в свою очередь приводит к охлаждения во взаимоотношениях с КНДР. В целом курс внешней политики, взятый Россией, был направлен на увеличение влияния в Азиатско-тихоокеанском регионе.
Категория:
Внешняя политикаУ нас еще много интересного
Внешняя политика Николая II
ОГЭ и ЕГЭ
XX век
Прочитали 93 человека
Русь и Орда. Возвышение Москвы
ОГЭ и ЕГЭ
XIII век
Прочитали 118 человек
Внешняя политика Николая I
ОГЭ и ЕГЭ
XIX век
Прочитали 113 человек
Правление царя Алексея Михайловича
ОГЭ и ЕГЭ
XVII век
Прочитали 40 человек
СССР в 1920-1930-х годах
ЕГЭ
XX век
Прочитал 41 человек
Иван Грозный. Опричнина и последние годы
ОГЭ и ЕГЭ
XVI век
Прочитали 122 человека