Историческая средневековая библиотека

Внешняя политика России в 1992-1999 годах

Иконка часов
8 минут, прочитали 1365 человек
Автор: Иван Юнак

Интеграция России в систему международных отношений

Распад СССР потребовал выработки новых ориентиров и концепций во внешней политике. Дипломатические отношения и представительства пришлось выстраивать практически заново. Руководство новой страны стремилось перестроить отношения с Западом с враждебных на партнерские или дружеские. Возникла идея «атлантизма» — ориентация на западные модели государственного устройства. Одним из важнейших вопросов внешней политики стало решение вопросов, связанных с наследием СССР: внешние долги, имущество за границей, представительство в международных организациях. Необходимо было добиться международного признания нового государства. Однако западные страны рассматривали отношения с Россией по-своему, не планируя выстраивать дружеские связи с проигравшей «холодную войну» страной. Это отразилось на внешней политике. В конце 1991 года состоялся первый официальный визит Б. Н. Ельцина за рубеж — в Федеративную Республику Германию (ФРГ). Страны Европейского сообщества признали суверенность России и переход к ней прав и обязанностей бывшего СССР. В 1993–1994 годах были заключены соглашения о партнёрстве и сотрудничестве между Европейским союзом (ЕС) и Российской Федерацией. В 1996 году Россия вступила в Совет Европы. В октябре 1997 года Государственная Дума ратифицировала Женевскую конвенцию о запрещении разработки, производства и применения химического оружия. Россия также принимала участие в Общеевропейском совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Расширялись торговые отношения и улучшались экономические связи с США, Латинской Америкой и Ближним Востоком. Начались переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО), которые растянулись почти на 20 лет. Сохранялись торговые контакты между Россией и странами бывшего Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), по территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Западную Европу.

Отношения с США и НАТО

В 1992 году были налажены отношения между Россией и США. 1 февраля 1992 года была подписана декларация о завершении «холодной войны». Важную роль в этом процессе сыграли взаимоотношения РФ и НАТО.
Правительство России присоединилось к программе НАТО «Партнерство во имя мира». Было достигнуто соглашение о не расширении НАТО на восток, но оно было нарушено. Польша, Чехия, Венгрия и другие страны вступили в альянс.
Новый характер российско-американских отношений был отражен в двух документах 1992 года: «Декларация президентов России и США» «Хартия российско-американского партнерства и дружбы» Эти документы предусматривали: Отказ сторон рассматривать друг друга в качестве противников Общую приверженность правам человека и экономической свободе Поддержку США курса России на углубление реформ
Продолжение процесса сокращения вооружений и сотрудничество в поддержании стратегической и региональной стабильности Для решения экономических проблем была создана межправительственная российско-американская Комиссия по экономическому и технологическому сотрудничеству, известная как «Комиссия Гор-Черномырдин». Россия и США сотрудничали в урегулировании региональных проблем, таких как последствия кризиса в Персидском заливе, ситуация в Анголе и Никарагуа. Они также кооперировали усилия как сопредседатели мирной конференции по Ближнему Востоку. Однако отношения между Россией и НАТО не были мирными. В 1999 году была принята «Доктрина Клинтона» о гуманном вмешательстве для защиты прав человека. Пиком противостояния стал югославский конфликт, который был частью борьбы за демократизацию мира согласно этой доктрине. Активно развивалось сотрудничество в сфере сокращения вооружений. В 1992 году был ратифицирован договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), а в 1993 году — договор СНВ-2. Также обсуждался вопрос об ограничении поставок оружия в страны «третьего мира».

Отношения со странами Восточной Европы

Особое место занимали взаимоотношения с бывшими странами СССР и ОВД, зачастую переходящие из категории дружественных к конфликтным. Доля стран Восточной Европы в торговле сокращается всего до 10%. После распада СССР и создания в декабре 1991 года Содружества Независимых государств (СНГ), важнейшее место во взаимоотношениях стран играл вопрос о разделе имущества бывшего Союза, торговых и дипломатических взаимоотношениях. В январе 1993 г. был принят Устав СНГ. Создавался совет глав государств. К концу десятилетия стало очевидным, что в рамках СНГ удалось смягчить последствия распада СССР, но интеграционные цели достигнуты не были. Сократилось экономическое сотрудничество между Россией и странами СНГ. Устанавливались границы с теми из стран, которые ввели национальные валюты. Были подписаны договоры, определившие условия перевозки российских грузов по их территории за рубеж. Огромную роль во взаимоотношениях между странами играл вопрос долга. Страны СНГ были должны России несколько миллиардов долларов. Подписан договор о коллективной безопасности (Россия, Беларусь, Казахстан и др.). С такими республиками как Украина, Литва, Латвия отношения были крайне напряженными. Тогда как с Белоруссией, напротив, установились максимально дружеские.

Отношения со странами Азии

Наметившееся сближение с Китаем в ходе «перестройки» продолжилось и после распада Союза. В 1992 г. во время визита в Пекин уже Президента РФ Б. Н. Ельцина подписана Пекинская декларация, подтверждающая волю сторон к активному сотрудничеству. Важным шагом становится согласование границ между двумя государствами, ранее бывшей предметами общих споров. Важное место в развитии российско-китайского политического сотрудничества заняла двусторонняя Декларация о многополярном мире и формировании нового международного порядка, подписанная в Москве в апреле 1997 г. В отношениях с Японией важнейшее место занимал спор о судьбе Курильских островов. Попытки давления со стороны Японии не привели к успеху. Постепенно страны начали более конструктивные переговоры, но в 1990-е этот вопрос так и не был решен. Россия налаживает дипломатические отношения с Южной Кореей, что приводит к охлаждению взаимоотношений с КНДР. В целом курс внешней политики России был направлен на увеличение влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
#внешняя_политика
Белая иконка стрелочки влевоПолитическое развитие России в 1990-е годыВнутренняя политика России в XXI векеБелая иконка стрелочки влево
У нас еще много интересного
Иконка на историческую тему
Приход большевиков к власти
ЕГЭ
XX век
Прочитали 9 человек
Иконка на историческую тему
Социально-экономическое развитие Руси в XIII-XVI веках
ОГЭ и ЕГЭ
XX век
Прочитали 633 человека
Иконка на историческую тему
Революция 1905-1907 годов
ОГЭ и ЕГЭ
XX век
Прочитали 55 человек
Иконка на историческую тему
Внутренняя политика Николая II 1894-1905 годов
ОГЭ и ЕГЭ
XIX век
Прочитали 1364 человека
Иконка на историческую тему
Великая Отечественная война. Часть 3
ЕГЭ
XX век
Прочитали 54 человека
Иконка на историческую тему
Культура современной России
ЕГЭ
XX век
Прочитали 33 человека
Обзор изображения
Логотип ХисторияРев ПОЛИТИКА КОНФЕДИЦИАЛЬНОСТИ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ
GooglePlayВКTelegram