12 минут
Образование Древнерусского государства. Первые князья: от Рюрика до Святослава
Призвание Варяг и правление Рюрика В 862 году ильменские словене и кривичи призвали Рюрика, Синеуса и Трувора в Новгород (по другим данным на берега Белого Озера, Старой Ладоги и Изборска). Это событие имело своей целью, с одной стороны, установление порядка, с другой – защиту от внешних врагов. С этого момента можно говорить о начале раздачи земель феодалам (дружине). В историографии сложилось две теории происхождения государства: 1. Норманнская теория (Байер, Миллер, Шлецер) - о том, что родоначальниками государства на Руси были скандинавы-варяги, теория появилась в период правления Анны Иоанновны, время немецких фаворитов. 2. После смерти императрицы и со сменой курса, при Елизавете Петровне, складывается новая антинорманская теория (Ломоносов), в которой выдвинуты гипотезы, о славянских, финно-угорских или прусских корнях Рюрика.
Норманнская теория получила развитие в 1730-е годы, в период засилья немцев в России, антинорманская - сложилась уже при Елизавете Петровне, когда на смену немецкому дворянству, приходят русские.
Олег Вещий В 879 году умирает Рюрик. Рюрик оставил свой престол сыну Игорю, при котором назначил регентом своего родственника Олега. Один из скульптурных портретов на памятнике тысячелетия России посвящен именно Рюрику. С именем его преемника – Вещего Олега (879-912) – связано несколько ключевых событий в истории Древнерусского государства. В начале его правления происходит перенос столицы в город Киев и образование древнерусского государства (Киевской Руси), что позволило установить контроль над путем «из Варяг в Греки». Это произошло в 882 году, после того как Олег обманом выманил из Киева княживших в нем Аскольда и Дира и убил их. Путь «из Варяг в Греки» был фактически государствообразующей артерией, вокруг которого и формировалось государство. Он играл важнейшую экономическую, транспортную и военную роль. Поход Олега на Царьград (907 год) и заключение договора (911 год) стали знаками того, что Древнерусское государство заявило о себе, начав дипломатические отношения с таким мощным государством как Византия. По легенде князь Олег умирает от укуса змеи.
Из Повести Временных лет: «И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И с попутным ветром подняли они паруса и пошли по полю к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали через послов Олегу: «Не губи города, дадим тебе дани какой захочешь».
Игорь Старый После смерти Вещего Олега киевским князем стал Игорь Старый (912 – 945 гг.), задачами правления которого заключалась в сохранении крепкого государства и расширения его границ. В частности, в самом начале своего правления ему пришлось подавить восстание древлян. Для этого он в самом начале своего княжения подавил восстание древлян. Игорь расширил территории Киевской Руси, присоединив уличей и тиверцев. Он продолжил развивать дипломатические отношения, наладив торговлю со странами Западной Европы. Непростыми были взаимоотношения с Византией. Игорь устроил два похода на Царьград (941 и 944 годов) и заключил новый торговый договор, но на менее выгодных условиях.
Из Повести Временных лет: «Вот идут русские, без числа кораблей их, покрыли море корабли». Также и болгары послали весть, говоря: «Идут русские и наняли с собой печенегов». Услышав об этом, царь прислал к Игорю лучших бояр с мольбою, говоря: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и еще к той дани».
Он стал первым из русских князей, вступивших в контакт с печенегами. Причем как воевал с ними, так и устраивал совместные набеги. При Игоре появилась особая форма сбора дани – полюдье. Она заключалась в разъезде князя по подконтрольным ему землям. В 945 году, при попытке сбора полюдья во второй раз с древлян, придя в их землю с «малой дружиной». Его воевода Свенельд уходит в Киев с основным войском. Игорь погибает. Во главе восстания древлян стоял их князь Мал. Княгиня Ольга Гибель князя Игоря приводит к жестокому подавлению восстания, княгиней Ольгой – вдовой Игоря. Город Искоростень, столица древлян, был сожжен. С ее именем связано проведение реформы сбора дани. Это была первая реформы на Руси – реформы уроков и погостов. Видоизменённая дань получила название повоз. На погостах появляются тиуны-скотники - чиновники, отвечавшие за ее сбор. В 957 году Ольга отправляется с посольством в Константинополь и принимает там христианство, крестил ее лично император – Константин Багрянородный. Это привело к временному потеплению отношений двух стран, а также началу миссионерской деятельности на Руси. Предполагают, что именно последнее стало одной из причин постоянного отсутствия ее сына Святослава (ярого язычника) в Киеве. Но надо отметить, что к этому моменту на Руси уже существовали значительные христианские общины. Но Ольга не была первой христианкой на Руси, они появились еще за долго, но крещения княгини, вероятно еще за столетие до этого. Предположительно христианами были Аскольд и Дир, по крайней мере уже тогда в Киеве была построена первая известная нам христианская церковь Ильи Пророка. Первыми же славянами-христианами были купцы. Многие из них принимали крещение ради таможенных льгот, но были и такие, которые принимали крещение осознанно. Святослав Игоревич. Сыном Игоря был Святослав. Святослав стал первым из русских правителей, кто начал по-настоящему активную внешнюю экспансию. Самой успешной военной компанией князя стала война против Хазарского каганата. Во время похода на хазар были присоединены земли вятичей, часть территории Кавказа и Азовское побережье. В 967 году Святослав совершил поход в Болгарию, на Дунай, фактически инициатором похода был византийский император Никифор I Фока. В южных землян был основан город Переяславец, куда князь хотел перенести столицу русских земель. В этот момент князю пришел призыв о помощи из родного Киева. Печенеги осаждают город Киев, воспользовавшись отсутствием князя. Обороной города руководила Ольга, которая в отсутствие князя занималась всеми его делами. Вероятно одной из причин ухода Святослава в военные походы было несогласие князя с христианизацией Руси, которую пыталась проводить его мать.
Из Повести Временных лет: Сказал Святослав матери своей и боярам своим: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли — золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы».
Вернувшись на Русь, Святослав сумел отразить набег печенегов. Торопившийся уйти обратно в Болгарию князь согласился остаться в Киеве до смерти матери. После смерти Ольги он распределил своих сыновей по княжеским столам, старшему Ярополку достался Киев, среднему Олегу – Коростень, младшему Владимиру – Новгород. Происходили в это время в Киеве и массовые погромы христиан, Святослав до конца жизни оставался язычником. Святослав возвращается в Болгарию, где его противником становится уже сама Византийская империя, которой для победы пришлось мобилизовать все силы. Но и в этих условиях византийский император Иоанн Цимисхий смог взять верх над противником, лишь внезапно нарушив заключенное перемирие и осадив весной 971 г. Святослава в городе Доростоле на Дунае. После долгих ожесточенных боев по договору, заключенному в июле 971 г., Святослав обязался покинуть Болгарию. По одному из условий соглашения византийская сторона снабдила хлебом 22 тыс. воинов киевского князя. На обратном пути войско Святослава разделилось. Основная часть во главе со Свенельдом направилась в Киев сухопутьем, а Святослав с небольшой дружиной — на ладьях вверх по Днепру. У днепровских порогов Святослав погиб в бою с печенегами, которых на него натравили византийцы. По преданию, глава печенегов князь Куря заказал из черепа князя кубок для вина.
Категория:
Древнерусское государство
Еще интересные статьи
Социально-экономическое развитие Руси в XIII-XVI веках
ОГЭ и ЕГЭ
Прочитано: 122
Михаил Федорович Романов
ОГЭ и ЕГЭ
XVII век
Прочитано: 49
Культура домонгольской Руси
ОГЭ и ЕГЭ
X век
Прочитано: 78
Образование Древнерусского государства. Первые князья: от Рюрика до Святослава
ОГЭ и ЕГЭ
X век
Прочитано: 308
Культура домонгольской Руси
ОГЭ и ЕГЭ
X век
Прочитано: 78
Северо-восточная Русь в период раздробленности
ОГЭ и ЕГЭ
XII век
Прочитано: 57