Призвание варяг и правление Рюрика
В 862 году ильменские словене и кривичи призвали Рюрика, Синеуса и Трувора в Новгород (по другим данным, на берега Белого озера, Старую Ладогу и Изборск). Это событие имело своей целью, с одной стороны, установление порядка, с другой – защиту от внешних врагов. С этого момента можно говорить о начале раздачи земель феодалам (дружине). В историографии сложилось две теории происхождения государства: • Норманнская теория (Байер, Миллер, Шлецер) – о том, что родоначальниками государства на Руси были скандинавы-варяги. Теория появилась в период правления Анны Иоанновны, время немецких фаворитов. • Антинорманская теория (Ломоносов) – о славянских, финно-угорских или прусских корнях Рюрика. Антинорманская теория сложилась уже при Елизавете Петровне, когда на смену немецкому дворянству приходят русские.Олег Вещий
В 879 году умирает Рюрик. Рюрик оставил свой престол сыну Игорю, назначив регентом своего родственника Олега. Один из скульптурных портретов на памятнике тысячелетия России посвящен именно Рюрику. С именем его преемника, Вещего Олега (879–912), связано несколько ключевых событий в истории Древнерусского государства. В начале его правления происходит перенос столицы в город Киев и образование Древнерусского государства (Киевской Руси), что позволило установить контроль над путем «из варяг в греки». Это произошло в 882 году после того, как Олег обманом выманил из Киева княживших там Аскольда и Дира и убил их. Путь «из варяг в греки» был государствообразующей артерией, вокруг которой формировалось государство. Он играл важнейшую экономическую, транспортную и военную роль. Поход Олега на Царьград (907 год) и заключение договора (911 год) стали знаками того, что Древнерусское государство заявило о себе и начало дипломатические отношения с Византией. По легенде, князь Олег умирает от укуса змеи.Из Повести Временных лет: «И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И с попутным ветром подняли они паруса и пошли по полю к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали через послов Олегу: «Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь».
Игорь Старый
После смерти Вещего Олега киевским князем стал Игорь Старый (912 – 945 гг.), задачи правления которого заключались в сохранении крепкого государства и расширении его границ. В частности, в самом начале своего правления ему пришлось подавить восстание древлян. Игорь расширил территории Киевской Руси, присоединив уличей и тиверцев. Он продолжил развивать дипломатические отношения, наладив торговлю со странами Западной Европы. Непростыми были взаимоотношения с Византией. Игорь устроил два похода на Царьград (941 и 944 годов) и заключил новый торговый договор, но на менее выгодных условиях.Из Повести Временных лет: «Вот идут русские, без числа кораблей их, покрыли море корабли». Также и болгары послали весть, говоря: «Идут русские и наняли с собой печенегов».
Услышав об этом, царь прислал к Игорю лучших бояр с мольбою, говоря: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и еще к той дани». Он стал первым из русских князей, вступивших в контакт с печенегами. Причем как воевал с ними, так и устраивал совместные набеги. При Игоре появилась особая форма сбора дани – полюдье. Она заключалась в разъезде князя по подконтрольным ему землям.
В 945 году, при попытке сбора полюдья во второй раз с древлян, придя в их землю с «малой дружиной», в то время как воевода Свенельд, оставив князя, уходит в Киев с основным войском. Игорь погибает. Во главе восстания древлян стоял их князь Мал.Княгиня Ольга
Гибель князя Игоря вызвала жестокое подавление восстания княгиней Ольгой, вдовой Игоря. Город Искоростень, столица древлян, был сожжен. С ее именем связана реформа сбора дани — первая на Руси. Это была реформа «уроков» и «погостов». Видоизмененная дань получила название «повоз». На погостах появились тиуны-скотники — чиновники, отвечавшие за ее сбор. В 957 году Ольга отправилась с посольством в Константинополь и приняла христианство. Ее крестил лично император Константин Багрянородный. Это привело к временному улучшению отношений между двумя странами и началу миссионерской деятельности на Руси. Предполагается, что именно это стало одной из причин отсутствия ее сына Святослава (ярого язычника) в Киеве. К этому моменту на Руси уже существовали значительные христианские общины. Однако Ольга не была первой христианкой на Руси. Христианство появилось задолго до ее крещения, вероятно, даже за столетие до этого. Предположительно, христианами были Аскольд и Дир, и уже тогда в Киеве была построена первая известная нам христианская церковь Ильи Пророка. Первыми славянами-христианами были купцы. Многие из них принимали крещение ради таможенных льгот, но были и те, кто делал это осознанно.Святослав Игоревич
Святослав Игоревич, сын Игоря, стал первым из русских князей, кто начал активную внешнюю экспансию. Самой успешной его кампанией была война против Хазарского каганата. В ходе этого похода были присоединены земли вятичей, часть Кавказа и Азовское побережье. В 967 году Святослав направил свои войска в Болгарию, на Дунай. Инициатором похода был византийский император Никифор I Фока. В южных землях был основан город Переяславец, который князь планировал сделать новой столицей Руси. Однако в это время Киев оказался под угрозой нападения печенегов, воспользовавшихся отсутствием Святослава. Обороной города руководила его мать, княгиня Ольга. Вероятно, одной из причин военных походов Святослава было его несогласие с христианизацией Руси, которую пыталась провести его мать.Из «Повести временных лет»: «Сказал Святослав матери своей и боярам своим: „Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли — золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии — серебро и кони, из Руси же — меха и воск, мед и рабы».
Вернувшись на Русь, Святослав успешно отразил набег печенегов. Однако, торопясь вернуться в Болгарию, он согласился остаться в Киеве до смерти матери. После её смерти он распределил своих сыновей по княжеским столам: Ярополку достался Киев, Олегу — Коростень, а Владимиру — Новгород. В это время в Киеве происходили массовые погромы христиан, так как Святослав до конца жизни оставался язычником.
Святослав вернулся в Болгарию, где ему противостояла Византийская империя. Для победы византийцам пришлось мобилизовать все силы. Несмотря на это, император Иоанн Цимисхий смог одержать верх над противником, нарушив заключенное перемирие и осадив Святослава в городе Доростоле на Дунае весной 971 года. После долгих и ожесточенных боев по договору, подписанному в июле 971 года, Святослав был вынужден покинуть Болгарию. По условиям соглашения византийская сторона обеспечила хлебом 22 тысячи воинов киевского князя.
На обратном пути войско Святослава разделилось. Основная часть во главе со Свенельдом направилась в Киев по суше, а Святослав с небольшой дружиной — на ладьях вверх по Днепру. У днепровских порогов Святослав погиб в бою с печенегами, подкупленными византийцами. По преданию, глава печенегов князь Куря приказал изготовить из черепа Святослава кубок для вина.